Походы норманнов и свеев в Гардарики


С тех пор он стал постоянно жить в доме великого князя. В те времена в Гардарики существовало еще одно строгое правило: королевские дети из других стран не могли жить в этой стране без специального разрешения великого князя. Поэтому Сигурд раскрыл тайну юного Олафа жене конунга, кто он по рождению и как сюда попал, и попросил, чтобы она сама все рассказала Владимиру. Она просила мужа помочь мальчику так убедительно, что он пообещал взять его под свою опеку.

Более того, как гласит сага, у Владимира мать была пророчицей, и многое, что она предсказывала, сбывалось. Она была уже в преклонном возрасте, когда однажды на первый вечер ойля ее принесли на кресле и поставили перед троном князя. И прежде чем люди стали пить, спросил конунг свою мать, не видит ли она какой угрозы, нависшей для государства или покушения на его владения. Она сказала, что не видит ничего такого, что могло бы принести вред стране или самому князю. Но видит она видение прекрасное, что родился в это время сын конунга в Нореге (Норвегии), и он будет воспитываться у него в Хольмгарде. Станет он замечательным мужем и не причинит вреда их стране, а напротив, многое даст. А затем он в молодом возрасте вернется в свою страну, завладеет ею по праву от рождения и будет норвежским конунгом, и «многим он будет спасителем в северной части мира ». Но только короткое время продержится он у власти в Норвегии… Затем пророчица замолчала.

Вспомнил о далеком пророчестве матери Владимир и стал достойно, как подобает королевским детям, воспитывать его. Олафу было девять лет, когда он попал в Гардарики и провел на попечении у Вальдамара конунга еще девять лет.

Когда Олаф подрос, его стали обучать боевым искусствам: прекрасно владеть мечом и метко стрелять из лука. Князь поставил его во главе своей дружины, которую посылал для защиты своей страны. Олаф участвовал в нескольких боях и зарекомендовал себя хорошим военачальником. Потом у него самого появилась дружина. Олаф не скупился со своими людьми, был щедр и все больше завоевывал уважение. Но, как обычно, когда человек добивается чего-то в жизни, ему стали завидовать, и сразу поползли слухи, что князь и особенно его жена так благоволят чужеземцу. Доброжелатели стали нашептывать князю, что он должен остерегаться так возвышать Олафа. Причем приводили самый сильный аргумент, что никто не знает, о чем он постоянно разговаривает с княгиней, так как общаются на своем языке. А первая жена Владимира, Рогнеда (хотя в саге ее называют Аллогией), была, как известно, дочкой варяга Рогволода, при этом она наверняка не испытывала пылкой любви к своему мужу, убившему ее отца и двух братьев.

Кроме того, в те времена существовал обычай: половина боевой дружины была у жены князя, и она должна была содержать ее на свои средства, ей же принадлежали половина налогов и податей, которые собирались в стране, а вторая половина дружины — у самого великого князя. И они все время соперничали, завлекая в свою дружину лучших доблестных мужей. В конце концов, Владимир поверил слухам, стал сдержанно и

В конце концов, Владимир поверил слухам, стал сдержанно и недружелюбно относиться к своему воспитаннику Олаф сразу это заметил и сказал княгине, что намерен

|…|уть Гардарики и отправиться в Северные Страны и

|…|тней к себе на родину, где отец был конунгом. И вс-

|…|около 983 года, он направил свой корабль в Восточное

|…|чтобы побыстрей попасть к родным берегам. Позднее

|…|менял свое имя, называя себя Оли из Гардарики.

Не будем останавливаться на всех перипетиях судьбы Олафа Трюггвасона, в дальнейшем он стал участником викингских походов, со своей дружиной воевал в прибалтийских странах и затем в Дании. Женился на принцессе Гейре с Земли Вендов, а после ее смерти оказался в Византии, где принял крещение.

А затем Олаф возвратился в Гардарики и, якобы, обратил великого князя и княгиню в новую христианскую веру. Этого рассказа не найти в знаменитой книге Снорри Стурлуссона «Круг земной», об этом удивительном крещении князя Владимира можно узнать из более древней одноименной саги монаха Тингейрарского монастыря Одда Сноррасона, написанной около 1190 года. Кстати, для написания своей книги Стурлуссон использовал различные источники, в том числе и саги, написанные этим монахом, при этом значительно их сокращая.

Перейти на страницу: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15